Вызовы российского здравоохранения на ближайшее десятилетие

Только после начала борьбы с коронавирусной инфекцией власть всерьёз задумалась о проблемах медицины в России, считает депутат Госдумы от Красноярского края, первый зампред комитета ГД по охране здоровья Сергей Натаров

ЛДПР выступала против реформы «оптимизации» здравоохранения в 2004 г. В результате:

  • количество фельдшерско-акушерских пунктов в районах сократилось, людям приходятся добираться за десятки километров до врача;
  • тысячи врачей, среднего и младшего медицинского персонала были «вымыты» из отрасли;
  • полномочия по организации первичного звена (ФАП, поликлиники) были переданы с муниципального на региональный уровень, муниципальные власти отстранились от организации этого процесса;
  • аптечные пункты в отдаленных территориях закрылись в связи с низкой рентабельностью, люди остались без лекарств;
  • централизованная система закупок по 44-ФЗ привела к сбоям в поставках специализированных препаратов (онкология, гепатит, СПИД, СМА и т.д.), люди не получают своевременно помощь.Президент России дал поручение - обеспечить «шаговую доступность» медицины для населения. За этим стоит огромный пласт законодательной и организационной работы.

Основная сложность решения проблемы заключается в том, что врач готовится не один год. Моментально набрать необходимое количество специалистов, да еще и с переездом из регионального центра просто невозможно. Все необходимо делать поэтапно но системно, начиная со студенческой скамьи.

Региональные власти с учетом своих потребностей в специалистах должны запланировать строительство или покупку жилья, мест в детских садах и школах, работу для второй половины. Заработная плата врачей и медицинского персонала должна быть достойной, а в муниципальных районах даже выше чем в региональном центре. Только при соблюдении всех условий комфортной жизни врача можно обеспечить «шаговую доступность» медицины.

ЛДПР не раз говорила о необходимости государственной политики в области медицинского обеспечения. Коммерциализация российского здравоохранения недопустима. Как один из вариантов - создание государственной аптечной корпорации, для которой основной целью деятельностью будет не извлечение прибыли, а обеспечение населения России лекарствами на всей территории по доступным ценам. Да, возможно это составит конкуренцию частным аптечным сетям, но в противном случае цели свободного рынка противоречат целям социальной доступности лекарств для населения.

Наконец немаловажный вопрос наличия профессиональных управленцев в субъектах РФ. ЛДПР предлагает, чтобы все региональные руководители отрасли здравоохранения согласовывались и утверждались Минздравом России. С одной стороны это повысит качество предлагаемых кандидатур, с другой, поможет выстроить вертикаль при принятии управленческих решений.

Только при системном подходе и единой политике на федеральном, региональном и муниципальном уровне можно решить эти задачи.

@smilemakc © 2020